Перейти в обычную версию

Под сенью Чайковского в Клину

Под сенью Чайковского в Клину

Евгения МИШИНА

Первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, легендарной Мерзляковки, посвятили в студенты

Красивая традиция – в День Знаний ездить в Государственный Дом-музей П. И. Чайковского – существовала в Мерзляковке с 1980 года. Почти четверть века там вручали студенческие билеты будущим деятелям российской музыкальной культуры, благословляя на служение искусству. 26 лет назад одним из вновь посвященных стал юный Володя Юровский – ныне худрук ГАСО России имени Е.Ф. Светланова, пронесший память о том событии через годы: «Для любого музыканта Дом-музей Чайковского – место святое, давшее нам энергетический заряд, действующий до сих пор. Я благодарен училищу, культурной среде, взрастившей нас – пришло время отдавать долги».

«Мемориальный музей П. И. Чайковского – по словам его директора Галины Белонович, – действительно отличается своей атмосферой от многих подобных музеев других композиторов. Здесь сохранились вещи, аутентичная обстановка, среди которых Петр Ильич провел последние годы жизни».

В прошлом сезоне по инициативе Владимира Юровского «паломничество» к великому композитору возродилось, обретя новые контексты. «Мы нашли возможность не только возобновить замечательную традицию, но и украсить ее участием Госоркестра, где, между прочим, играет много выпускников Мерзляковки», – рассказал маэстро на пресс-конференции, проходившей в Выставочном зале служебного здания Музея.

Владимир Демидов, директор Колледжа, не скрывал волнения: «Для студентов очень важно вдохнуть воздух таланта. Здесь он есть – его ощущаешь, дышишь и радуешься. Для нас это событие сакральное и семейное, потому что вокруг меня родные лица – и среди музыкантов, и среди работников музея, и среди приехавшей с нами прессы…»

Пока шла церемония посвящения в студенты (всего участвовало около 150 первокурсников), оркестр репетировал в Концертном зале: проверяли акустику, корректировали баланс звучания.

Владимир Юровский создал еще одну традицию: начинать праздничную программу для мерзляковцев Струнной серенадой Чайковского. В этом году он срифмовал ее с Кларнетовым концертом Моцарта, где солировал артист ГАСО Михаил Безносов.

Кроме музыкального, Юровский сделал замечательно словесное напутствие своим молодым коллегам, процитировав фрагмент из статьи «В защиту поэзии» английского поэта Перси Биши Шелли, современника Байрона: «Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда, вследствие господства себялюбия и расчета, количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно внутренним законам человеческой природы. В такие времена тело становится чересчур громоздким для оживляющего его духа. Поэтическое начало действует двояко. Во-первых, создает новые предметы, служащие познанию могущества и радости, с другой же стороны – рождает в умах и сердцах стремление воспроизвести их и подчинить определенному ритму и порядку, которые можно назвать красотой и добром». Эти слова, справедливо заметил дирижер, «абсолютно применимы к любому виду искусства, и, прежде всего, к музыке. Мне кажется, что музыка, как и любое искусство, – это форма выживания, это форма сопротивления злу. Этический заряд, который несет в себе искусство, необходим во все времена, и во все времена является противоядием злу – злу общественному, злу политическому, сидящему внутри нас, которое надо изгонять из себя каждый день. Как говорил герой пьесы Шварца “Дракон” Ланселот, дракона надо, прежде всего, убить в себе самом. И музыка нам в этом очень помогает».

Приезд оркестра такого ранга – событие для подмосковного городка. Поэтому решение сделать второй концерт уже для всех желающих представляется весьма мудрым. Конечно, прежде всего, публику составили жители Клина и его окрестностей, но Юровский подчеркнул: «Мы играем совсем иную программу, сильно отличающуюся от того, что будет звучать в Москве. Поэтому те, кто хочет услышать в нашем исполнении определенные сочинения, должны приехать сюда, в Клин». Пока вместе с ГАСО добрались столичные журналисты, хотя в перспективе провести такой день с оркестром – при наличии заблаговременной информации – может каждый. Благо Клин не так уж далеко от Москвы.

Выбор произведений оказался как всегда бескомпромиссен и железно аргументирован Юровским в комментариях со сцены. Первое отделение посвятили 100-летию Бенджамина Бриттена. Логично и изящно «закольцевали» три опуса. Вначале – квартетная пьеса «Идиллия №2» Фрэнка Бриджа (ее сыграли концертмейстеры струнных групп ГАСО), ставшая темой оркестровых Вариаций Бриттена. А в финале прозвучал гениальный «Cantus» в память о Бриттене Арво Пярта. Пояснения, сделанные Юровским, о мензуральном каноне в этой партитуре, настроили на нечто схоластическо-авангардное. Но «Cantus» вышел траурной медитацией, сыгранной с потрясающей экспрессией. И это сочинение стало главной кульминацией дня.

Вторая часть вечера если и мыслилась возвращением к привычной классике, то отнюдь не «десертом». Вновь исполнили Кларнетовый концерт Моцарта и Струнную Серенаду Чайковского, прозвучавшие с благоговением перед их красотой и величием, с осознанием миссии – не развлекать, а воспитывать и духовно возвышать.