ГАСО и первокурсники в гостях у П.И.Чайковского

06.09.2017 "Музыкальные сезоны", Татьяна Елагина

Надо ли дополнять важные жизненные события особенным ритуалом? Конечно, да – если обряд неформален, и происходит событие в намоленном историческом месте. Первокурсникам Академического музыкального колледжа при Московской консерватории день их посвящения в студенты запоминается на всю жизнь. Автобусная колонна с полицейскими мигалками (они же ещё дети до 18 лет!) везёт новобранцев в подмосковный Клин, в Дом-музей Петра Ильича Чайковского. А там – ухоженный парк, пронизанный солнцем бабьего лета, с цветниками и именными деревьями, посаженными руками великих музыкантов. Уютный, подлинно деревянный, словно и теперь жилой дом Петра Ильича. Музейно-выставочный комплекс, где прямо среди бесценных экспонатов вручают студенческие билеты. И, наконец, симфонический концерт – подарок юным от прославленного Госоркестра им. Е. Ф. Светланова.

Уже второй раз посчастливилось быть свидетелем этого праздника, и ещё раз убедиться: подобной атмосферы, торжественной и по-домашнему тёплой, нигде больше не сыскать!

Традиция привозить новых Мерзляковцев (именно так среди музыкантов называют Академический колледж) к Чайковскому берёт начало в далёком уже 1980 году. С лёгкой руки многолетнего директора Ларисы Леонидовны Артыновой она продолжалась вплоть до 2003 года. Но тогда приветственный концерт давался силами старшекурсников училища. Новый смысл обрело Посвящение в 2012 году. По инициативе бывшего студента Мерзляковки Владимира Юровского, ныне художественного руководителя ГАСО, рядом со студенческими автобусами следовал в Клин «десант» музыкантов. Короткий дневной концерт для молодёжи вечером повторялся в полном варианте для жителей Клина и всех желающих.

На этот раз маэстро Юровский не смог сам продирижировать программу. Но выбор Анатолия Левина, вставшего за пульт 2 сентября 2017 года в концертном зале Дома-музея в Клину, символичен. Профессор Московской консерватории, руководитель её Концертного оркестра и Симфонического оркестра Академического колледжа, воспитавший несколько поколений музыкантов и дирижёров, в кратком вступительном слове признался – ровно 50 лет назад он закончил родную Мерзляковку.

Прославленный коллектив, в рядах которого множество бывших учеников Анатолия Абрамовича, подчинялся его руке легко и привычно.

Известно, как Чайковский боготворил Моцарта. Полное собрание партитур Моцарта на полках в его кабинете – любимейший подарок от издателя и друга Петра Юргенсона. Потому произведения Моцарта неизменно присутствуют в клинских концертах ГАСО.

На сей раз открывал и дневную, и вечернюю программу Концерт для флейты и арфы с оркестром до мажор. Красиво и чисто, с чёткими фиоритурами звучала флейта солиста оркестра Евгения Яковлева. Переливы арфы Нины Куприяновой добавляли волшебства. Ансамбль солистов слышался сыгранным, полным радости музицирования.

Как оммаж обожаемому венскому гению последовала Сюита № 4 «Моцартиана» oр. 61 П. И. Чайковского. Страстно и властно исполнил в финале своё техничное соло Сергей Гиршенко, концертмейстер оркестра. Кларнет Михаила Безносова отвечал чарующе-элегично.

И как Чайковский Моцарту, так и Стравинский посвятил уже самому Петру Ильичу Дивертисмент из музыки балета «Поцелуй феи». Прямые тематические цитаты из колыбельной «Спи, дитя моё» чередуются в этом произведении с тонкими стилизациями. Рыцарственно солировал на виолончели Пауль Суссь в Adagio из Pas de deux. Финальное tutti получилось слитным и ярким. В очередной раз подумалось: как колоритен и самодостаточен оркестровый Стравинский! Любая хореография для такой партитуры излишество.

Вечерний концерт для взрослой публики дополнили ещё два неслучайных композитора.

Эдвард Григ не просто современник Чайковского, но лично знакомый и уважаемый коллега. Нам были представлены два романса Грига в оркестровой версии Макса Регера. «Эрос» на слова О. Бенцона, услышанный впервые, и популярнейший «Люблю тебя» на слова Х.-К. Андерсена. Свежее лирическое сопрано Надежды Гулицкой на кульминациях тонуло в плотной фактуре сопровождения, но музыкальность и обаяние певицы несомненны.

Подлинное открытие вечера – «Тихая музыка» для струнного оркестра Валентина Сильвестрова, отмечающего в этом году 80-летие. Изысканный мелодизм, по-импрессионистски воздушные гармонии с пряными вкраплениями диссонансов, создавали как бы объёмные звуковые пласты. На редкость легко воспринимаемая и позитивная по ощущению современная музыка!

Трудно сказать, когда приём у зрителей был горячее. Днём оставались свободные ряды, но студенты Мерзляковки не просто хлопали, азартно притопывали от восторга, особенно в финале. Вечером преимущественно возрастная нарядная интеллигентная публика аплодировала долго, со вкусом и звонкими «браво».

Ещё один праздник посвящения в студенты «у Чайковского» стал достоянием Истории.

До встречи в гостеприимном Клину через год!

Источник