Перейти в обычную версию

Возвышенное и земное

В Концертном зале имени Чайковского выступили Госоркестр России под управлением Владимира Юровского и Гидон Кремер.

Программу концерта Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова под управлением Владимира Юровского составила музыка композиторов разных национальных школ и традиций. В первом отделении струнная группа ГАСО под руководством маэстро сыграла Серенаду Валентина Сильвестрова, тем самым отдав дань уважения украинскому композитору по случаю его юбилея. Произведение, поражающее своей статикой и медитативным развитием, было создано в 1978 году и посвящено Сильвестровым своему другу, украинскому композитору Вадиму Храпачёву (автору музыки к фильмам: «Храни меня, мой талисман», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Полёты во сне и наяву»). Серенада оказалась в числе так называемых переходных сочинений композитора, знаменовавших новый виток его творчества – все большее преобладание тонального начала. Серенада для струнного оркестра предвосхищает материал будущей Пятой симфонии. Владимир Юровский добился от оркестра кристальной чистоты и прозрачности звучания, сосредоточив свое внимание на сонорике сочинения.

В продолжение вечера музыку наших дней продолжил Скрипичный концерт Виктора Кисина, яркого представителя ленинградской композиторской школы 1980-х годов. Концерт блестяще исполнил Гидон Кремер, которому данный опус и посвящён. Мировая премьера сочинения состоялась в Брюсселе в 2012 году с участием Кремера и Бельгийского национального симфонического оркестра под управлением Андрея Борейко. Основополагающим фактором для музыки Виктора Кисина служит тишина. Композитор воспринимает ее отнюдь не как составной элемент звучащей паузы, а как часть музыки, точнее, ее «оборотную сторону». «Звук без тишины не способен существовать», – замечает сам композитор.

Гидона Кремера с Виктором Кисиным связывают узы многолетней творческой дружбы. В 2007 году специально для скрипача композитором была написана Баркарола для скрипки (из «Венецианских тетрадей» Иосифа Бродского), а спустя пять лет – одночастный Скрипичный концерт.

Композиция произведения задумана в форме своеобразного романа с главами – как отражение классической модели. Виктор Кисин справедливо полагает, что «музыка – единственное искусство, дающее возможность вернуться в прошлое и сделать его настоящим». Драматичное звучание скрипки Кремера дополнялось экспрессивными репликами оркестра, выступившего равноправным партнёром солиста.

Этапным сочинением программы стала знаменитая «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, крепкий орешек для любого оркестра мира, по сложности музыкального языка и масштабу инструментария (в оркестре задействованы 130 музыкантов, включая орган!). Взяться за исполнение подобной грандиозной фрески – задача не из лёгких! Однако Владимиру Юровскому и музыкантам светлановского оркестра удалось создать потрясающую музыкальную картину одного альпийского дня путешествия. Слушая каждый из 22-х помеченных Штраусом эпизодов в партитуре симфонии, воочию ощущаешь удивительную красоту музыкального языка композитора, изобретательность оркестровки и пиршество гармоний.

Оркестр под управлением Владимира Юровского звучал естественно и благородно, чувствовалась колоссальная самоотдача музыкантов, увлеченных общей идеей интерпретации сложнейшей партитуры.

Источник