Владимир Юровский: «Музыка Цемлинского очень близка моему сердцу»

18.01.2013

24 и 26 января 2013 года Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением художественного руководителя коллектива Владимира Юровского исполнит произведения немецких и австрийских композиторов XVIIIXX столетий.

В программе концертов, которые пройдут в Большом зале Московской консерватории (24 января) и в Концертном зале имени П. И. Чайковского (26 января), – Симфония № 25 В.-А. Моцарта, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром И. Брамса, «Метаморфозы» для 23 солирующих струнных инструментов Р. Штрауса и «Лирическая симфония» для сопрано, баритона и оркестра А. фон Цемлинского. Последнее сочинение прозвучит в обоих симфонических собраниях: в одном оно предстанет в сочетании с концертом Брамса, во другом – с произведениями Моцарта и Штрауса.

Владимир Юровский: «Как правило, оркестры представляют одну программу один раз, но с творческой точки зрения это, конечно, не есть хорошо. Мы не успеваем “набрать качество” и особенно в случае с редко звучащей, незнакомой музыкой часто остаёмся на уровне этакого продвинутого чтения с листа. Поэтому я стал изыскивать возможности повторять основное сочинение, сочетая его в разных концертах с разными произведениями и таким образом создавая видимость новой программы. Мне думается, исполнение от подобных повторений только выигрывает, а публике интересно послушать одно и то же сочинение в разных контекстах. И главное – во втором концерте, даже если он не окажется лучше первого, повторяемое произведение всегда будет другим. Потому закономерно говорить здесь о двух полноценных программах, хотя формально и получается полторы».

На «роли солистов» приглашены пианист Рудольф Бухбиндер (Австрия), сопрано Татьяна Моногарова и баритон Альберт Шагидуллин. Стихотворения Рабиндраната Тагора из цикла «Садовник», ставшие литературной основой семичастной симфонии Александра фон Цемлинского, прочтут Василий Лановой и Светлана Иванова.

Владимир Юровский: «Музыка Цемлинского очень близка моему сердцу, и по возможности я включаю его произведения в программы своих концертов: скажем, в Петербурге дирижировал циклом “Шесть песен на стихотворения Мориса Метерлинка” для меццо-сопрано и камерного оркестра, в Москве – симфонической фантазией “Русалочка”. Его “Лирическую симфонию”, написанную на стихи Рабиндраната Тагора, – признанный шедевр, выдающееся сочинение, сравнимое с “Песней о земле” Густава Малера, – мне хотелось представить вкупе с музыкой тех авторов, которые были особенно близки Цемлинскому: у Брамса он учился, произведениями Моцарта и Рихарда Штрауса неоднократно дирижировал. Игорь Стравинский писал, что лучшее исполнение моцартовской “Свадьбы Фигаро”, которое он слышал, шло именно под управлением Цемлинского».