Неразрываемая связь: Мерзляковка и ГАСО в гостях у Чайковского

11.09.2017 СlassicalMusicNews.ru, Ирина Шымчак

Начало концертного сезона 2017/18 в Москве выдалось солнечным – погода расщедрилась после скупого на тепло лета и решила нас чуть-чуть побаловать. Первые дни сентября неожиданно просияли солнцем, дав надежду на золотое бабье лето, но день 2 сентября 2017 для первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П. И. Чайковского стал особенным не только из-за чудесной погоды.

По замечательной традиции, существующей в этом прославленном музыкальном заведении, свежеиспеченные «мерзляковцы» оказались в музыкальной столице Подмосковья – городе Клин, в Доме-музее Петра Ильича Чайковского, чтобы пройти церемонию посвящения в студенты. Представьте, вы получаете «причастие» к музыке не где-нибудь, а в священном для музыкантов всего мира месте, вы дышите намоленным воздухом, окунаясь в атмосферу, в которой творил гений, для вас – в качестве музыкального приношения – играет один из лучших оркестров нашей страны и мира! Прекрасный старт во взрослую жизнь.

Можно сказать, что благодаря легендарной Ларисе Леонидовне Артыновой, которая воплотила эту идею в жизнь (и делала это двадцать с лишним лет), юным мерзляковцам несказанно повезло. Начиная с 1980 года и вплоть до 2003 года, как гласит история училища, «в первую среду сентября первокурсники вместе со своими классными руководителями, во главе с директором и администрацией, а также в сопровождении "концертной бригады" старших отправлялись от стен училища на автобусах в Клин, в Дом-музей Петра Ильича Чайковского. Там их ждала торжественная часть с речами директора и старшекурсников, концерт, вручение студенческих билетов и, конечно, главное – подробнейшая экскурсия по одному из лучших мемориальных музеев России».

Затем наступил небольшой перерыв, но десять лет назад традиция возродилась, а в 2012 году произошло важнейшее событие – всемирно известный дирижер, выпускник «Мерзляковки» Владимир Юровский приобщил к участию в столь значимом мероприятии Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова, художественным руководителем которого он стал. С тех пор – вот уже в шестой раз – знаменитый коллектив выезжает в Клин на церемонию посвящения в студенты первокурсников Мерзляковского колледжа, радуя и юных музыкантов, и жителей подмосковного Клина эксклюзивными концертами-приношениями.

Владимир Юровский четыре раза приезжал в Клин вместе с Госоркестром, и со свойственной ему увлеченностью преподносил будущим коллегам «урок знаний» – емко, ярко, доступно. В этот раз маэстро не смог вырваться из тисков своего напряженного графика (открытие сезона!), но эстафету подхватил профессор Московской консерватории Анатолий Левин. Маэстро Левин – художественный руководитель и главный дирижер Концертного симфонического оркестра при Московской государственной консерватории, дирижер симфонического оркестра Академического музыкального колледжа при МГК им. П. И. Чайковского. Впрочем, титулы и заслуги Анатолия Абрамовича перечислять можно долго, скажем только, что среди тех, кто в этот день приехал в Клин в составе ГАСО им. Светланова, оказалось немало его учеников.

А день действительно оказался таким прекрасным, что его стоит запомнить на всю жизнь. По прибытии в Клин первокурсники разделились на группы по специальностям и отправились – кто во флигель Петра Ильича на экскурсию, кто гулять по чудесному парку, а кто – получать студенческий билет из рук директора колледжа Владимира Петровича Демидова. «Клин – это такой подмосковный уголок, неяркий, не помпезный. Сдержанный, погружающий в себя. Мне бы хотелось, чтобы этот стартовый момент вашей жизни в училище помогал вам в дальнейшем, – говорил Владимир Петрович перед вручением. – Поздравляю, что вы поступили в наше училище, что вы – здесь, в этом особенном месте, и, как причастие – выдаем вам студенческие билеты. Берегите их!»

Каждой группе новобранцев директор напоминал про обязательные уроки физкультуры. «Музыканты должны быть сильными и крепкими!» – с улыбкой подчеркивал Владимир Петрович. Убедительным подтверждением тому стали музыканты Госоркестра им. Е. Ф. Светланова, которым в этот день пришлось два раза выступать на сцене концертного зала Музея-заповедника П. И. Чайковского – сначала в два часа дня музыканты поздравили новобранцев со вступлением в ряды мерзляковцев дневным концертом, а вечером открывали сезон для жителей Клина весьма насыщенной программой.

За пультом Госоркестра был маэстро Анатолий Абрамович Левин, тоже выпускник Мерзляковки, который поздравил молодежь со сцены концертного зала. «Я сегодня считал, сколько лет назад закончил наше училище – ровно пятьдесят! – с гордостью сообщил Анатолий Абрамович. – И с уверенностью утверждаю, что это лучшее учебное музыкальное учреждение нашей страны. Я точно знаю, что здесь будут очень хорошо учить, а студентов здесь искренне и горячо любят».

В составлении программы для посвящения в студенты ощущалось невидимое присутствие художественного руководителя ГАСО Владимира Юровского: каждое произведение было связано с последующим и несло определенную смысловую нагрузку. Начав с Концерта для флейты и арфы с оркестром В. А. Моцарта (а Моцарта, как известно, обожал Чайковский), перешли к «Моцартиане» Чайковского (маэстро Левин выбрал первую и последнюю части), и завершили Дивертисментом из музыки балета «Поцелуй феи» И. Стравинского, посвященным автором уже самому Чайковскому (как лукаво заметил дирижер, «попробуйте найти Чайковского в Стравинском»).

Блистательное исполнение моцартовского концерта стало показательным уроком для юных мерзляковцев – мастерство и отточенная виртуозность ансамблевой игры концертмейстера группы флейт Евгения Яковлева и арфистки Нины Куприяновой восхитили не только первокурсников, но и всех присутствовавших в зале. Изысканный до мажорный концерт Моцарта, созданный им для «высокородных дилентантов» – Герцога де Гина и его дочери – очаровал моцартовской прозрачностью, нежным вплетением чистого искреннего голоса флейты в волнующие созвучия арфы и оставил ощущение солнечного блика, просиявшего в полумраке концертного зала Дома-музея Чайковского.

Сюита №4 «Моцартиана» для оркестра ор. 61 П. И. Чайковского в дневном концерте прозвучала в сокращенном варианте – маэстро Левин выбрал две части, первую и последнюю, «Gigue. Allegro» и «Theme et variations. Allegro giusto». Впрочем, впечатление от этого не уменьшилось – Чайковский в исполнении мастеров высочайшего уровня всегда прекрасен, независимо от количества и продолжительности.

Выразительная, четкая, безупречная игра музыкантов Госоркестра стала для юных мерзляковцев прекрасным примером живого исполнения. Особенно восхитило соло концертмейстера оркестра Сергея Гиршенко в финальной части.

А затем Госоркестр показал «высший пилотаж», играючи исполнив сложнейший Дивертисмент из музыки балета «Поцелуй феи» Стравинского. «Навеянный музыкой П. И. Чайковского», в месте, где так легко дышалось и творилось нашему гению, он и прозвучал легко и с той степенью свободы, которую позволяет мастерство высочайшей пробы.
Ведомый чуткой и уверенной рукой маэстро Левина оркестр выплетал прихотливую яркую ткань «Поцелуя феи» с особым изяществом и даже наслаждением. Про такое исполнение так и хочется сказать – «вкусное». Журналистам повезло – мы дважды в течение одного дня слушали Стравинского, и оба раза получили истинное наслаждение!

Дневной концерт завершился бурными благодарными аплодисментами первокурсников, которые и отбыли после этого в Москву. А оркестр и журналисты остались на вечерний концерт, в программу которого добавились две песни для голоса с оркестром Э. Грига в оркестровке М. Регера и «Тихая музыка» для струнного оркестра В. Сильвестрова. К слову, все второе отделение было посвящено круглым датам: так, песни Грига исполнялись к 110-летию со дня смерти композитора, сочинение Сильвестрова – к 80-летию Валентина Васильевича, а Дивертисмент Стравинского – к 135-летию со дня его рождения.

В первом отделении снова были исполнены моцартовский до-мажорный концерт для флейты и арфы с оркестром и – в этот раз полностью – Сюита №4 «Моцартиана» Чайковского. Второе же началось с песен Грига «Люблю тебя» оп. 5 №3, слова Г.-К. Андерсена и «Эрос» оп. 70 №1, слова О. Бенцона, которые представила сопрано Надежда Гулицкая, неоднократно выступавшая в Клину вместе с Госоркестром России им. Е. Ф. Светланова. Страстно-порывистая «Люблю тебя» и волнующе-нежная «Эрос» заворожили публику ясной простотой и самобытностью музыкально-поэтического высказывания. Кстати, «Люблю тебя» – самая первая песня Грига, которую он написал в возрасте 21 года и подарил своей будущей жене Нине в день обручения. Затем жители Клина услышали романтичную «Тихую музыку» для струнного оркестра, а завершился концерт изумительным Дивертисментом Стравинского.

В книге «Хроника моей жизни» Стравинский вспоминает о своей единственной встрече с Чайковским: «…мне посчастливилось увидеть в фойе Петра Ильича Чайковского, кумира русской публики, которого я никогда до этого не встречал и которого мне не суждено было больше увидеть… Я не мог, конечно, себе представить, что эта, хотя и мимолетная, встреча с живым Чайковским сделается одним из самых дорогих для меня воспоминаний».

После такого посвящения в студенты в Доме-музее Петра Ильича, где каждый миллиметр пространства, кажется, хранит его прикосновения, его смех, его радость и слезы, хочется верить, что для юных музыкантов этот день в Клину станет одним из самых важных и дорогих воспоминаний на всю жизнь. А встречи с творчеством Петра Ильича будут постоянными и вдохновляющими.

Владимир Демидов: «Мне этот курс очень понравился. Чем они отличаются от нас, поступавших более 40 лет назад? Они, может быть, менее романтичны, чем мое поколение. Мы ведь видели свое будущее очень расплывчато и очень радужно. Нынешние ребята более конкретны. Конечно, не факт, что все получится так, как они сами себе представляют. Но этот выбор с их стороны – осознанный, а не потому, что "учительница посоветовала", или родители настояли. Эти ребята идут к нам сознательно: они сами выбрали эту профессию. При этом они могут интересоваться и другими стилями, что само по себе неплохо. Если это, конечно, не мешает их основному росту в классической музыке… И что меня порадовало –  они понимают, что классическая музыка не устаревает, что благодаря их исполнению каждый раз она пишется как будто заново. И это очень важно. Я задавал какие-то провокационные вопросы, например, "Вы играете музыку, которой 200-300 лет. Почему вы не играете ту, которая пишется прямо сейчас?" И в совместном размышлении мы пришли к тому, что эта музыка так написана, что не устаревает, и, более того, в каждое новое время она приобретает иной смысл, может быть, даже тот, который и не предполагался самим автором. В мое время мы много слушали радио, была передача "Музыкальная шкатулка", программы на телевидении. Сейчас этого нет. Есть, правда, "Синяя птица". Но это – проект, хотя и очень яркий. Сейчас вообще много "проектов", которые, кстати, свою положительную роль тоже играют. Тем не менее, мне кажется, они уводят молодых музыкантов в сторону какой-то суеты и шумихи. А "Служенье муз – не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво". И я радуюсь тому, что многие из них внутри это понимают».

Источник